Основание села Ильинского относится к первой половине XVII в. Первыми его
жителями стали переселенцы из села Вослебы (современное Вослебово), что
объясняет изначальное название селения – «Вослебны Ильинеск». Данное
именование села Ильинки повторяется в переписных книгах 1675 и 1710 гг. В
переписной книге 1716 г. «Скопинским Ильинском» недвусмысленно именовалось
соседнее село: «Скопинска Ильинска, Казинка тож», что позволяет устранить
путаницу в названиях сел у священника Иоанна Добролюбова, который сообщал, что
«в книге записной новопоставленным 1680–1691 гг. Ильинск называется
«Скопинским Ильинском», а село Вослеба носит название “Вослебского
Ильинска”».
Во второй половине XVII в. в селе появился собственный приходской храм –
Ильинская церковь, которая была построена и освящена в 1665 году. Описание ее
прихода известно по окладным книгам монастырям, церквам и часовням Рязанской
епархии 1676 г. – Ильинская церковь, «у тое церкви поп Григорей да поп Хрисанф
живут в одном дворе, двор дьячков, двор пономарский. Церковныя пашни дватцеть
четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на сто копен; а в приходе сто
сорок дворов крестьянских, осьмнатцеть дворов бобыльских, и всего сто
шестьдесят один двор»
«По окладу 1676 г. дани с Ильинской церкви положено было «четыре рубли два
алтына две денги. А преж сего с тое церкви дани не было и попы (села Ильинска) с
своего приходу данные денги платили села Вослебы с Рожественскими попами по
старому окладу сопча».
С 1688 г. в Ильинском храме села служил «поп Петр Иосифов».
В переписной книге 1710 г. о селе Ильинске сообщается: «...В том селе церковь во
имя святого пророка Илии, у той церкви поп Афонасей Петров, у него попадья
Варвара Иевлева <…>, поп Алексей Силин, у Алексея попадья Фекла Васильева <…
>, дьякон Тимофей Ермолаев, у него жена Прасковья Хрисанфова <…>, дьячок
Ефрем Иванов <…>, пономарь Сафрон Ермаков сын Попов <…>
отец Иоанн Добролюбов отмечает, что «в XVIII столетии число приходских дворов
при Ильинской церкви было почти то же, что и в XVII столетии». До конца века в
этом храме служили священники Алексей Афанасьев (ок. 1734–1742 гг.), Павел
Алексеев (с 1742 г.), Афанасий (до 1743 г.), Василий Афанасьев (ок. 1734–1743 гг.),
Назарий Васильев (в 1743–1798 гг.) и Тимофей (в 1798–1804 гг.) .
В 1830–1833 г. в Ильинском на средства прихожан была выстроена каменная
церковь Казанской иконы Божией Матери. До конца XIX в. в ней служили
священники Иоанн Тимофеев (в 1804–1838 гг.), Василий Васильев Дятьков (в
1838–1873 гг.), Василий Иаковлев Сапфиров (в 1873–1877 гг.) и Михаил Иоаннов
Боголюбов (в 1877 – после 1885 г.).
С отменой крепостного права в 1861 г. село Ильинское было приписано к Казинской
волости Скопинского уезда. В том же году в селе было открыто
церковноприходское училище от крестьянского общества. Располагалось оно в доме
местного священника.
Любопытен следующий эпизод из судебной практики. Один из первых
бытописателей Скопина Алексеев в 1866 г. в «Рязанских губернских ведомостях»
сообщал: «19-го числа сего февраля месяца, в присутствии Скопинского уездного
суда <…>Докладывались два дела: одно о порубке казенного леса, другое о
пятидневном пребывании жениха с невестой в церкви села Ильинского (Скопинского
уезда). Последнее из этих дел обратило на себя внимание посетителей. Оно
начинается тем, что священник сказанного села согласился на повенчание в
приходской церкви трех свадьб. Посему в назначенный день вечером и прибыли три
жениха и три невесты с своими провожатыми. Совершив две свадьбы, священник
отправился к новобрачным, приказав третей чете ожидать его возвращения.
Время шло, а священника не было. Наконец, отец жениха, явясь к нему в дом, стал
просить о повенчании сына, но священник сказал, что он венчать сына его не
будет, потому что невесте нет узаконенных лет. Ни просьбы отца, ни его слезы,
ничто не подействовало на служителя церкви: священник остался непоколебим.
Между тем, прошла ночь, наступило утро, а жених с невестой все ожидают
желанного конца. Об этом дали знать благочинному, который увещевал обрученных
выдти из храма, но ни они, ни проводники их, как объяснил докладчик, не
послушались этих увещаний, боясь, чтобы после того не обвинили их в похищении
каких-либо церковных вещей. Между тем, отец жениха отправился в Рязань, и,
испросив там, у епархиального начальства дозволение на повенчание его сына с
избранной им невестой, возвратился на пятые сутки в село, и брак был совершен.
Во все это время жених с невестой находились в нетопленной церкви. Мороз был до
того жесток, что невеста, несмотря на теплую одежду, отморозила у себя на
руках пальцы».
О Казанской церкви села Ильинск отец Иоанн Добролюбов писал: «В 1870 г. в
настоящей церкви устроен был новый в пять ярусов иконостас; в 1877 г.
распространен придел, а в 1878 г. окончена кладкою колокольня, имеющая в вышину
до 40 аршин (28,5 м). В настоящее время Казанская церковь вместе с колокольнею
имеет в длину 50 аршин (35,5 м), ширина настоящей – не превышает 13, а
придельной – 16 аршин (11,4 м). Церковной земли во владении причта состоит 33
десятины (36 га), которая находится в трех отдельных участках, отстоящих от
дворов причта в 4 и 5 верстах. В приходе Казанской церкви, состоящем только из
одного села, при 403 дворах числится мужского пола 1360, женского пола 1560, из
них грамотных считается мужского пола 117, женского пола 38. В причте с
половины XVII–XIX столетия состояло 2 священника, с настоящего столетия
значится только 1 священник, по штату 1873 г. при одном священнике положен 1
псаломщик».
В 1885 г. усилиями священника М.И. Боголюбова в Ильинском была возобновлена
работа церковно-приходской школы. В 1885/86 учебном году она размещалась в
выделенном Ильинским сельским обществом деревянном здании под соломенной
крышей, с 5ю окнами и русской печью, общая площадь которого составляла 81 кв.
аршин(41 кв. м). Курс обучения, скорее всего, составлял два года, вместе с
крестьянскими детьми учились и дети церковнослужителей. Библиотеки при школе
не было. Сельское общество выделяло 150 рублей в год на жалованье учителю,
остальные расходы нес священник М.И. Боголюбов, состоявший попечителем и
законоучителем школы. Остальные предметы преподавал выпускник Рязанской
духовной семинарии А.М. Боголюбов (вероятно сын настоятеля).
В начале ХХ в. земское училище в Ильинском благополучно функционировало. В 1902
г. его попечителем был крестьянин С.М. Харлашкин, учителем в 1894–1907 гг.
работал Д.С. Кобылкин. При содействии попечителя и общества трезвости с 1904
г. в селе действовала воскресная школа для крестьян.
На рубеже ХIХ – ХХ в. в Ильинке проживало около 3000 человек и размеры храма не
позволяли вместить всех верующих. По этой причине началось строительство
монументальной трапезной Казанской церкви в Ильинском, увеличившей объем
храмового помещения в несколько раз. Существующие фасады трапезной были
разобраны и расширены до двух приделов с боковыми апсидами, находящими на
храм (четверик). Отапливался храм системой «теплых» полов. Воздух, нагреваемый
печью, расположенной в подвальном помещении, распространялся по системе
воздуховодов в подполе.
В 1900 г. свой вклад в реконструкцию храма в виде денежного пожертвования (100
р.) внес святой праведный Иоанн Кронштадтский. Пристроенные боковые
приделы были освящены 19 октября (1 ноября) 1906 г. правый – во имя Пророка Илии
и левый – святителя Николая Чудотворца.
В 1914 г. Казанской церкви села служили священники Александр Михайлович
Боголепов и Петр Григорьевич Чтецов.
К храму было приписано 5 десятин (5,5 га) земли усадебной, 33 десятины (36 га)
пахотной и 3 десятины (3,3 га) сенокосной.При церкви имелась библиотека, где
было 218 книг. В приходе Казанской церкви действовали школы – 1я земская,
основанная в 1911 г., и 2я земская, действовавшая с 1894 г.
В 1920х гг. Церковь упомянута в Советской прессе. Критикуя работу Ильинского
сельсовета , корреспондент «Местный» писал в заметке «Первый блин комом» в
уездной газете «Коллектив»: «Новый предсельсовета села Ильинское открыл свою
деятельность тем, что запродал церкви торфа по 10 коп. за воз. На возражения
граждан, что лучше бы этот торф передать школам, предсельсовета объявил, что
этот торф для школ не годится. Едва ли учащиеся школы будут благодарны
председателю за «такую новую экономическую политику»
В 1927 г. по решению Ильинского сельсовета была закрыта Казанская церковь.
Несколько лет спустя в ее пустующих помещениях поставили мельницу-
зернодробилку, которая функционировала до 1946 г. Там же был оборудован и
зерносклад.
В конце 1930-х годов в Рязани не было правящего архиерея, все монастыри и
церковно-приходские школы были закрыты, богослужения совершались в считанных
храмах, остальные были уничтожены или закрыты властями. Только
после Отечественной войны 1941-1945 годов епархиальная жизнь начала несколько
налаживаться.
Конец 1940х и 1950е гг. стали периодом временного возрождения церковной жизни
в Ильинке. Оно было связано с именем протоиерея Николая Семеновича Ятрова
(1883г.р.), уроженца села Салаур Касимовского уезда Рязанской губернии.
Примечательно, что он является двоюродным братом архимандрита Макария
(Ятрова), последнего настоятеля Николо-Угрешского монастыря. На его долю
выпали тяжёлые испытания: он управлял Николо – Угрешским монастырём в период
расцвета, когда численность братии значительно превышала 100 человек, и не
оставил обители в годы гонений, когда действующей осталась только маленькая
скитская церковь Петра и Павла.
Отец Николай 1930 г. служил священником в селе Благие Рязанского уезда, в 1930–
1933 гг. отбывал заключение по статье 58–13 УК РСФСР («активная борьба против
революционного движения, проявленная на ответственной или секретной (агентура)
должности при царском строе или контрреволюционных правительствах в период
гражданской войны»). В 1944 г. Рязанским правящим архиереем отец Николай
отправлен служить в Ильинку. По воспоминаниям А.М. Митрохина, «поселился он в
избе А. Тюльпановой на Фадеевке и начал свою деятельность с того, что создал
приходский совет. <…> С их помощью собрал по селу несколько икон и разместил их
в большой комнате (она же спальня) своего жилища, сразу же ставшей похожей на
церковь в миниатюре. <…> Сам батюшка жил одиноко и скромно. На себя денег не
тратил. Даже отказался от зарплаты. Возрождение православия стало его делом
жизни, которому он служил до последнего вздоха. Благодаря его усилиям храм в
Ильинке был восстановлен полностью.»
В 1955 г. Преосвященнейшим Николаем (Чуфаровским) , епископом Рязанским и
Касимовским освящены Ильинский и Никольский приделы храма и возобновлены
богослужения. В это время отец Николай уже совсем плохо себя чувствовал. С 1959
года по причине болезни в храме не служил. Отошел ко Господу отец Николай 3
октября 1961г.
Некоторое время в селе служили священники из города Скопина отец Константин
Тишин (1903-1987 гг.), отец Василий Зайцев (1916-1993 гг.), отец Михаил.
23 апреля 1961 года (неделя Жен-Мироносиц) отец Михаил отслужил в храме
последнюю (об этом было объявлено заранее) литургию и храм был закрыт.
Два года храм простоял закрытым и в 1963 году стараниями председателя колхоза
Чапчикова врата храма были вскрыты и церковь превратили в склад и
зернодробилку. Впоследствии в храме хранили разного рода зерно, удобрения,
технику, химикаты.
Во время Антирелигиозной кампании (1958—1964 гг.) ЦК КПСС принимало
постановления, которое урезали полномочия настоятелей практически во всех
сферах приходской деятельности. Например руководство приходской общины
(«двадцатка») должно было не назначаться священником, а избираться самой
общиной. Архиерейский Собор 1961 был вынужден принять согласованные
с государством поправки к «Положению об управлении Русской православной
церковью». В Ильинке на фоне этой государственной «поддержки», начинаются
распри между членами общины. Отстранена от должности старосты Варвара
Дмитриевна Зайцева. Священник, назначенный на служение в Ильинку на смену
отцу Николаю, был не принят двадцаткой «с порога». Поводом послужила «модная»
прическа настоятеля. «Ты наверное красный поп»- такими словами встретила
паства назначенного Архиереем настоятеля в храме, уже ставшем складом зерна.
Разрыв отца Бориса с Приходом закончился актом отрясения ног от пыли. У
местных жителей бытует утверждение что этот священник был племянником
уполномоченного Советом по делам РПЦ в Рязанской области Сергея Ивановича
Ножкина, но данное родство видится маловероятным.
В 1996 г. был воссоздан Приход Казанского храма в Ильинке. Председателем
Приходского совета избран Черепков Анатолий Иванович (ум. 6февр.1998г.), брат
бывшего мэра Владивостока.
Церковное здание было частично отремонтировано и с 3 ноября 1999 г. в нем
возобновились службы. 2 января 2000 г. архиепископ Рязанский и Касимовский
Симон освятил главный алтарь храма.
В настоящее время храме ведутся восстановительные работы. Здание является
памятником архитектуры и культуры.
Архитектура
Объемно-пространственная композиция складывается из высокого четверика самого
храма, завершенного сводом и небольшой граненой главкой, полукруглой апсиды,
сильно выступающей вперед. К храму примыкает широкая трапезная со
скругленными восточными углами, находящими на храм. С запада к трапезной
примыкает высокая трехъярусная колокольня с сужающимися кверху ярусами. Храм
имеет два яруса окон, разделенных профилированным карнизом. Гладкие стены
прорезаны прямоугольными оконными и дверными проемами и украшены
неглубокими круглыми и полукруглыми нишами, расположенными над окнами и
входами. Апсида имеет по всей высоте горизонтальный руст, образованный кладкой
кирпича. Стены трапезной прорезаны высокими арочными окнами, простенки и
углы обработаны пилястрами; венчающий карниз из кирпича и белокаменных
блоков . Над центральными частями северной и южной стен трапезной возвышаются
по три ложных закомары. Колокольня имеет арочные проемы. Один ярус от другого
отделены белыми профилированными карнизами.. Верхний ярус несет небольшой
купол.
Иконы.
Иконостасы и стены храма были заполнены иконами живописного ( академического
письма, маслом). В основном на левкасе, реже на доске или металле. Тех икон
сохранилось крайне мало. На Приходе имелась храмовая икона «Казанская»
больших размеров, которую во время крестных ходов несли несколько мужиков.
Была утеряна в после второго закрытия храма.
Дореволюционный список чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», или «Милующая», написанной на Горе Афон в Русском Пантелеимоновом монастыре, освященный в келии старца Серафима, появилась в храме относительно недавно, в 2000г. Некогда приобрел ее Кузьма Андреевич Дубинин. Время и место приобретения неизвестно. Этот Кузьма Андреевич был человеком набожным, много путешествовал по стране и за рубежом. У него икона хранилась в Москве, после передал ее своей дочери Наталье Кузьминичне в Ильинку. Кузьма Андреевич погиб на войне. После открытия храма в 2000 г. Наталья Кузминична пожертвовала икону Приходу храма.
Колокола
Ильинка выделялась необыкновенно красивым колокольным звоном*
Областные и республиканские газеты конца 1920 — начала 1930-х годов были
заполнены резолюциями и решениями о переливке колоколов на трактора и прочие
цели индустриализации. На переплавку отправились и колокола Казанской церкви.
Чтобы сбросить с колокольни колокол-благовест (100 пудов), потребовалось
перепилить стяжки арок второго яруса с западной стороны. Рухнувший колокол
раскололся на осколки, разрушив под собой паперть храма.
История пощадила только часовой колокол (13.33 пуда весом), который
использовался в качестве пожарного колокола на каланче стоянки (пожарки).
При отце Николае колокол вернули на колокольню. Сейчас используется в качестве
благовеста.
Источники:
ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ РЯЗАНСКОЙ
ЕПАРХИИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХЪ И УПРАЗДНЕННЫХЪ, СЪ СПИСКАМИ ИХЪ
НАСТОЯТЕЛЕЙ ЗА XVII, XVIII И XIX СТ. и БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ.
ТОМЪ ВТОРОЙ . СОСТАВИЛЪ Свящ. Иоаннъ Добролюбовъ. Рязань. Типография
наследниковъ З.П. Позняковой. 1885.
Пётр СОЛНЫШКИН. СКОПИН И СКОПИНЦЫ. Книга четвертая. Рассказы, очерки.
Зарисовки о родном крае. СКОПИН-М «ПРЕССА».2002 г.
Митрохин А.М. Ради жизни на земле: Землякам сельчанам, труженикам полей – ратных и мирных. – Рязань: Пресса, 2001. – С. 135–139.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ НИКОЛО–УГРЕШСКОГО МОНАСТЫРЯ
АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ЯТРОВА) священник Андрей Колганов
* Соболев В.А., Егоров В.Н., Крылов А.Ф. Скопин. Историко краеведческие очерки о
городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района. – Скопин: ТОО «Книга», 1996.
– С. 207–208.